Церковь
благословляет соединение мужа и жены в Таинстве венчания. Библейский идеал
брака, данный в заповедях Моисею, касается всех людей независимо от их
вероисповедания или, для христиан, степени их воцерковленности. Поэтому
древняя Церковь признавала и не «перевенчивала» христиан, состоявших до
обращения в языческом или иудейском браке. Совершенно ошибочно считать, что
невенчанный брак не является браком и тем более, как иногда приходится
слышать, является блудом.
Люди, любящие друг друга и желающие быть вместе
навсегда, нести ответственность друг за друга и осуществить свое единение, свою
любовь в детях, участвуют в тайне брака даже тогда, когда не знают ничего о
таинстве брака и о Христе. Если они объявляют о своем решении обществу и
регистрируют свои отношения, то их брак, уже начавший совершаться, получает
статус гражданского. Если же они в вере осознали всю глубину своих отношений и
решили закрепить свое единение Божиим благословением, то Церковь в таинстве
венчания благословляет их брак, призывает благодать Божию, возводя его на другой
уровень, наполняя брак смыслом Креста и Воскресения, взаимного причастия Телу и
Крови Господа Иисуса Христа. Церковь благословляет брак как
духовно-душевно-телесное единство, в котором главными становятся взаимная
любовь, обращенность супругов к Богу, сочувствие и сострадание.
Другими словами, в браке двое преодолевают
разделенность и разобщенность, и, живя в нашем мире, с Божией помощью через
любовь к друг другу превращаются в новую тварь.
Слова Библии о «единой плоти» (Быт. 2; 24; 1Кор. 6;
16) могут показаться некой аллегорией или символом, если мы не попытаемся
взглянуть на брак в свете Самой Пресвятой Троицы. Муж, жена и происходящее от
их соединения потомство принимаются и освящаются Церковью, которая видит в
них какое-то отражение Троицы.
Жены,
повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава Церкви, и Он
же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во
всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за
нее, чтобы освятить ее очистив банею водною, посредством слова; чтобы
представить ее Себе славною Церковью, не имеющей пятна, или порока, или
чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья
любить жен, как свои тела; любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто
никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как Господь
Церковь; потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему
оставит человек отца своего и мать, и прилепится к жене своей, и будут двое
одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так
каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего
мужа. (Еф. 5; 22-33).
Тайна эта, зародившись между мужчиной и женщиной однажды,
может возрастать всю жизнь, создавая из соединенных любовью, случаем,
житейским расчетом двух одиноких и грешных существ «единую плоть» наследников
Царства Божия. Это и есть цель и смысл христианского брака.
В наше время венчание совершается, как правило,
над супругами, зарегистрировавшими предварительно свой гражданский брак, в
храме в присутствии родных и друзей брачующихся.
В заключение приведем выписки из Священного
Писания о целях и сущности христианского брака. Брак установлен и благословлен
Богом еще до грехопадения Адама и Евы.
И сказал Господь Бог: Не хорошо человеку быть одному;
сотворим ему помощника, соответственного ему.
И
создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.
И сказал человек: Вот, это кость от костей моих, и плоть от плоти моей; она
будет называться женою, ибо взята от мужа (своего). Потому оставит человек
отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут (два) одна плоть (Быт.
2; 18, 22-24).
Иисус сказал фарисеям: «Не читали ли вы, что Сотворивший
вначале мужчину и женщину сотворил их и сказал: посему оставит человек отца и
мать, и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не
двое, но одна плоть» (Мф. 19; 4, 5).
Брак узаконен для всех христиан.Во избежание блуда,
каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Если женишься - не согрешишь,
и если девица выйдет замуж, не согрешит (1 Кор. 7; 2, 28).
Брак должен быть честен у христиан.
Брак у всех да будет честен и ложе непорочно (Евр.
13; 4).
Брак иногда необходим.
Если безбрачные и вдовы не могут воздержаться,
пусть вступают в брак; ибо лучше вступать в брак, нежели разжигаться (1 Кор. 7;
9).
Я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак,
рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к
злоречию (1 Тим. 5; 14).
Обязанность
брачных.
Каждый из вас да любит свою жену, как самого себя;
а жена да боится мужа своего (Еф. 5; 33).
Брак нерасторжим до смерти одного из супругов.
Что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф.
19; 6).
Замужняя женщина привязана законом к живому мужу, а
если умрет муж, она освобождается от закона замужества (Рим. 7; 2).
Вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене
не разводиться с мужем, а мужу не оставлять жены своей (1 Кор. 7; 10, 11).
Брак не должен быть заключаем верующими с
неверующими.
Не вступай с ними (народом языческим) в родство; дочери
своей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего: ибо они
отвратят сынов твоих от Меня, чтобы служить иным богам (Втор. 7; 3, 4).
Брак есть образ единения Христа с Его Церковью.