Церемония обручения совершается непосредственно перед венчанием и по окончанию Божественной Литургии. Обручение становится свидетельством того, что брак заключается пред ликом Божиим, в Его присутствии, по усмотрению и всеблагому Промыслу Его, когда взаимные обещания будущих супругов скрепляются пред Ним. Таким образом, до жениха и невесты доносится важность Таинства венчания и акцентируется их понимание на том, с каким трепетом и благоговением, а так же с какими чистыми помыслами они обязаны ступать на стезю супружества.
Обручение в стенах храма означает, что жена дается мужу из рук Самого Господа. Чтобы вступающие в брак ясно и четко представляли, что обручение происходит перед лицом Божьим, по церковным канонам паре необходимо предстать пред святыми вратами церкви, в то время как святой отец, имитирующий Господа Иисуса Христа, пребывает в святилище или в алтаре.
Когда окончится Божественная Литургия, повернувшись лицом к алтарю, вступающие в брачный союз являются в притворе церкви.
Начало обряда обручения знаменуется каждением, он напоминает деяния благочестивого Товии. Чтобы молитвой и дымом отогнать демона, который препятствует честным бракам, благочестивый Товии испепелил сердце и печень рыбы (см.: Тов. 8, 2). Вначале церемонии обручения выносят свечу, затем Царскими вратами из алтаря выходит священник в праздничных одеждах с Евангелие и крестом в руках, которые он возлагает на аналой, расположенный посреди храма. Следующий за священником, диакон выносит из алтаря кольца на специальном подносе.
Кольца для обручения жениха и невесты во время литургии лежат на правой стороне святого престола в алтаре в непосредственной близости друг от друга. Они находятся, словно, перед лицом Господа Иисуса Христа, расположенные таким образом, они принимают силу освящения и переносят на брачующихся Божье благословение. Непосредственная близость колец подчеркивает единение в вере невесты и жениха, а так же их взаимную любовь.
В ознаменование того, что молодая пара, как прародители Адам и Ева, с минуты введенная священником их в храм, перед лицом Бога в Его Святой Церкви, начинает свою новую совместную жизнь в чистом и счастливом супружестве.
С двумя горящими венчальными свечами священник приближается к брачующимся и трижды поочередно благословляет жениха, затем невесту, при этом он произносит: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» и вручает им горящие свечи. Принимая их в свои руки, сначала жених, потом невеста на каждое такое благословение три раза осеняют себя крестным знамением.
Свечи не вручаются в том случае, если для жениха и невесты этот брак не является первым. Таким образом, им напоминают евангельскую притчу, в которой повествуется о том, что девы (непорочные девственницы) выходили к женихам со светящимися огоньками в руках (Мф. 25; 1).
Началом духовного торжества является момент троекратного осенения крестным знамением жениха и невесты и вручением им горящих свеч. Зажженные свечи в руках жениха и невесты, символизируют взаимную любовь, которая будет сопровождать молодых «отныне и во веки веков», и непременно всегда будет чистой и пламенной. Горящие свечи свидетельствуют так же о целомудрии брачующихся и пребывающую Божью благодать. Крестовидное каждение говорит о присутствии подле жениха и невесты невидимой и таинственной благодати Духа Святого, которая освящает их и производит святые таинства Церкви.
По обычаю Церкви, особое значение при совершении брака имеет славословие Богу, которым начинается всякое священнодействие. Посредством заключения брака молодой пары славословится и благословляется имя Божие («Благословен Бог наш»), что является святым и великим делом. Брачующиеся сочетаются семейными узами в мире от Бога, во имя мира и единомыслия. Между обычными молениями, произносятся моления от имени всех присутствующих в храме о брачующихся. Первая молитва звучит о ныне обручающихся женихе и невесте и во имя спасения их, о том, что главной целью супружества является благословенное рождение чад, во имя продолжения рода человеческого. Святая Церковь также молит Господа, что бы Милостивый Всевышний исполнил каждое из прошений жениха и невесты, которые относятся к их спасению. Совершитель Таинства брака священник вслух произносит молитву, обращенную к Господу, за благословение молодой пары на всякое благое дело. Преподав мир всем, священник указывает брачующимся и всем присутствующим гостям в храме на необходимость преклонить свои головы пред Господом, ожидая духовного благословения от него. В это время святой отец тайно читает молитву, которая возносится к Иисусу Христу.
После молитвы, святой отец берет со святого престола кольца и надевает одно из них сначала жениху затем второе - невесте, при этом трижды поочередно осеняя их крестообразно и произнося слова: «Обручается раба (раб) Божия (имя невесты или жениха) рабу (рабе) Божиему (имя жениха или невесты) во имя Отца, и Сына, Святого Духа».
В народе об обрядах обручения и венчания существует множество примет и суеверий: как горят свечи (главное, что бы они не погасли); не оступились ли или не споткнулись о порог молодые, входя в храм; не упало ли одно из колец на пол и так далее. Для православных христиан обращать внимание или, тем более, верить во все эти нелепости совершенно недопустимо.
Обмен кольцами между новобрачными происходит после благословения священника. Жених, надевая свое кольцо на палец невесты, тем самым клянется в любви к своей избраннице, а так же готовности помогать ей всю жизнь и жертвовать всем жене своей. Надевая свое кольцо на палец жениха, невеста, так же, приносит клятву своей любви и преданности, и объявляет о своей готовности всю жизнь принимать от него помощь. Такой обмен жених и невеста осуществляют трижды в честь и славу Пресвятой Троицы, все совершающей и утверждающей (обмен кольцами может производить сам священник).
И в завершении обряда, священник снова обращает свои молитвы к Господу о благословении и утверждении обручения, чтобы Господь Сам осенил положение колец небесным благословением и дал им Ангела Хранител и поводыря в новой супружеской жизни. Это действо становится финалом обручения.