Когда жених и невеста торжественно ступают на середину храма, зажженные свечи в их руках, изображают духовный свет Таинства. Перед ними шествует священник с раскачивающейся кадильницей, указывающей на обязательное соблюдение заповедей Господних на их жизненном пути, и на то, что их добрые дела, как фимиам, будут возноситься к Богу. В это время церковный хор поет 127-ой псалом о прославлении благословленного Богом вступления в брак пророком-псалмопевецом Давидом. Перед каждым стихом церковный хор прославляет Отца Небесного: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».
На аналое лежат венцы, крест и Евангелие, перед ним на полу разостлан плат (белый или розовый). Ступая на него, перед лицом всей Церкви, жених и невеста повторно подтверждают свое самостоятельное и непринужденное желание связать себя брачными узами друг с другом. При этом они клянутся, что в прошлом никто из них не давал обещания вступить в брак с третьим лицом. Священник, поочередно обращается к жениху, затем к невесте с просьбой подтвердить свои намерения по отношению друг к другу. Он спрашивает о том, тверды ли решения брачующихся и искреннее ли и непринужденное их взаимное желание быть мужем или женой. Если они ответили согласием перед Богом и Церковью о самостоятельности принятого решения и нерушимости намерения скрепить свой союз законными узами, в этом случае брак считаться заключенным.
Только теперь, начинается венчание - таинственное освящение Божественною благодатью супружества. Оно начинается словами Литургии: «Благословенно Царство...», гласящими о причастности молодой пары к Царству Божиему.
После непродолжительных молитвенных прошений священника о душевном и телесном благосостоянии брачующихся следуют три пространные молитвы. Первая из них - это обращение к Иисусу Христу. Священник в своей молитве просит о благословении этого брака, о том, чтобы Господь даровал паре долгую жизнь в мире, любви и согласии; неувядаемый венец славы и семя долгожизненное, а так же, чтобы Господь подал им возможность узреть чада чад своих и сохранить ложе их ненаветным. Священник просит Иисуса Христа даровать молодой семье «все, потребное ко спасению», а также достаток и благосостояние, чтобы они имели возможность поделиться с нуждающимися.
Вторая молитва обращена к Триединому Господу, во имя благословения на зачатие плода чрева и доброчадие; душевное единомыслие; на возможность брачующихся увидеть «сыновей от сынов своих», и чтобы все потомки молодоженов стали достойными рабами Отца Небесного и прославляли Господа Иисуса Христа.
В третьей молитве священник умоляет Триединого Бога, что бы Он сотворивший человека и создавший жену в помощь мужу, благословил их союз, тем самым «венчал их в плоть едину» и подарил супругам плод чрева.
После этих молитв священника пред лицом всей Церкви и вместе с Нею, умоляющих о благословении Божием, наступают важнейшие минуты венчания. Теперь, по всей видимости, совершается над брачующимися то, о чем был молебен - Господь Бог скрепляет и освящает их союз. Священник крестообразно благословляет венцом жениха и подносит новобрачному целовать образ Спасителя, зафиксированный на передней части венца. В это время священник произносит: «Венчается раб Божий (имя) рабе Божией (имя) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Невесту священник благословляет таким же образом, давая ей поцеловать лик Пресвятой Богородицы, прикрепленный к ее венцу. Священник венчает ее, произнося соответствующие слова: «Венчается раба Божия (имя) рабу Божию (имя) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».
Наконец, жених и невеста, украшенные венцами, в ожидании благословения Божия, предстоят пред Самим Богом, пред всей Церковью Небесной и земной. Настает торжественный и святейший миг венчания, когда священник вопрашает к Господу Богу: «Славою и честью венчай их!», и благословляет пару от лица Бога. Эти молитвенные призывы и благословения молодых священник повторяет трижды. Для усиления молитвы священника все присутствующие на венчании должны в глубине души повторять молитвенные слова за ним. Возложение венцов и молитвенные слова священника завершают Таинство брака. Теперь, благословляя брак, Церковь объявляет жениха и невесту родоначальниками новой христианской семьи, так называемой «малой, домашней Церкви». Церковь словами, о том, что человек не должен разлучать то, что сочетал Бог, напутствует молодоженов на вечность и нерасторжимость их союза, а так же указывает новоиспеченным супругам путь в Царство Божие.
Затем читается напутствие новобрачным из Послания святого апостола Павла к Ефесянам (5, 20-33):
«... благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, повинуясь друг другу в страхе Божием.
Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но, как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.
Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее. очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.
Тая должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.
Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь
Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его.
Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут, двое одна плоть.
Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви.
Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа».
В этом послании сказано, что брачный союз новоиспеченных супругов подобен союзу Христа и Церкви, за которую, возлюбивший ее Иисус Христос, пожертвовал Собой. Любовь супругак к жене своей подобна любви Христа к Церкви, а повиновение жены мужу любовное и смиренное идентифицируется отношению Церкви ко Христу. Взаимная любовь мужа и жены до самоотвержения и пожертвования по подобию Христа, который отдал Себя на муки и страдания за грешных людей, и подобно истинным последователям Его, которые подтвердили свою любовь к Господу и любовь к Нему страданиями и мученической смертью. Финальная фраза апостола: «жена да убоится мужа своего» - побуждает не к страху и пресмыканию слабого перед сильным, не к страху рабыни перед господином, она призывает к боязни опечалить свою любящую половинку, разрушить супружеское единение душ и тел. Такой же страх потерять любовь должен испытывать и муж, ведь эта утрата идентична потере присутствия Божьего в супружеской жизни.
Апостол Павел в другом послании говорит, что муж и жена не властны над своими телами, лишь только их тела принадлежат друг другу. Что бы нечистый не искушал супругов невоздержанием, не следует избегать друг друга, разве что по взаимному согласию и во время поста и молитвы, в остальное время необходимо быть вместе. Муж и жена являются частицами полноты церковной и перед лицом Господа Иисуса Христа являются равными между собой.
После послания Апостола Павла читается Евангелие от Иоанна (2. 1-11). В нем так же повествуется о Божием благословении и освящении союза супругов. Чудо превращения воды в вино Господом нашим прознаменовало действо благодати таинства, посредством которого земная любовь супругов возносится до любви небесной и объединяет души в любви к Господу. Святой Андрей Критский повествует о нравственной и духовной перемене, которая для этого обязательна: «Брак честен и ложе непорочно, ибо Христос благословил их в Кане на браке, вкушая пищу плотию и претворив воду в вино, - явив это первое чудо, чтобы ты, душа, изменилась» (Великий канон, в русском переводе, тропарь 4, песнь 9).
После завершения чтения Евангелия от лица Церкви произносятся молитва священника и краткое прошение о молодоженах, в них молятся Исусу Христу о том, чтобы Господь сохранил венчающихся в мире и единомыслии, чтобы супружество их было честным, что бы не осквернили они ложе свое изменой, и сожительство их осталось непорочным. Так же молят Господа о том, чтобы Он сподобил новобрачных дожить до старости своей, от чистого сердца соблюдая заповеди Его. Вместе со всеми присутствующими в храме новоявленные супруги читают молитву «Отче наш», заповеданную нам Самим Спасителем, которая является основанием и завершением всех молитв.
«Отче наш» в устах венчающихся является демонстрацией решимости служить Исусу Христу своею малой церковью, таким образом, чтобы и через новобрачных Его воля свершалась на земле и царила в их супружеской жизни. Молодожены преклоняют головы под венцами в знак преданности и покорности Спасителю.
По окончанию молитвы Господней священник воспевает прославления царству, славе и силе Святой Троицы, и, преподав мир, призывает «бить челом» пред Господом, аки перед Отцом нашим, Царем и Владыкой.
Потом приносится «чаша общения» с красным вином, которая благословляется священником на взаимное общение супругов. Припоминая о необыкновенном превращении воды в вино, которое сотворил в Кане Галилейской Иисус Христос, в знак радости и веселья подается во время венчания вино. Подношение «чаши общения» венчающимся являет собой жизненную чашу веселия и скорбей, предназначающуюся супругам, которую они обязаны разделять на двоих до скончания дней. Священник троекратно дает испить вина из чаши сначала мужу, так как он глава семьи, затем трижды прикладывается устами жена. Оба супруга должны сделать по три маленьких глотка.
После того, как молодожены испили из общей чаши, священник объединяет руки новобрачных, покрывая их епитрахилью, и кладет свою руку поверх нее. Такая процедура означает, что жена достается мужу от самой Церкви посредством наложения руки священника, связывающей их навеки во Христе. Святой отец трижды обводит вокруг аналоя новобрачных.
Когда первый раз делается обход аналоя, поется тропарь, в котором воспевается таинство рождения Сына Божия Еммануила от Неискусобрачной Марии: «Исайе, ликуй, Дева име во чреве, и роди Сына Еммануила, Бога же и человека, Восток имя Ему, Его же величающе, Деву ублажаем».
Вторично обходя аналой, поется следующая тропарь: «Святии мученицы, иже добре страдавше и венчавшеся, молитеся ко Господу спастися душам нашим». Подобно победителям земных страстей, увенчанные венцами являют собой образец духовного союза Господа и верующей души.
Во время заключительного третьего обхода вокруг аналоя, поется тропарь, в котором прославляется и воспевается Христос как радость и слава молодоженов, их надежда и опора в любых жизненных ситуациях: «Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвало, мучеников радование, их же проповедь Троица Единосущная».
Круговое хождение вокруг аналоя символизирует вечное шествие супругов, начавшееся в этот день для них. Их супружество станет вечной дорогой, по которой они будут шествовать рука об руку, как продолжение и явление таинства, совершенного сегодня. Новобрачные всегда будут преисполнены благодатной радости венчального дня, не забывая об общем кресте, который был возложен на них сегодня: разделять и переносить тяготы друг друга.
Священник по окончании торжественного шествия приветствует новобрачных, и снимает с них венцы. Он приветствует обвенчавшихся особенно торжественными словами, наделенными патриархальной простотой: «Возвеличися, женише, якоже Авраам, и благослови-ся якоже Исаак, и умножися якоже Иаков, ходяй в мире и делаяй в правде заповеди Божия. И ты, невесто, возвеличися, якоже Сарра, и возвеселися. якоже Ревекка, и умножися, якоже Рахиль, веселящися о своем муже, хранящи пределы закона, зане тако благоволи Бог».
Священник в двух последующих молитвах просит Господа, который благословил супружеский союз в Кане Галилейской, венцы новобрачных воспринять в Царствии Своем неоскверненными и непорочными. Когда священник читает вторую молитву, новобрачные приклоняют головы. Иерейским благословением и именем Пресвятой Троицы эти прошения утверждаются. Целомудренным поцелуем, по окончании молитвы, новобрачные подтверждают чистую и святую взаимную любовь друг к другу.
Завершается церемония венчания, когда обвенчавшихся жениха и невесту подводят к царским вратам, там невеста целует образ Матери Божией, а жених прикладывает свои уста к иконе Спасителя. Затем происходит все наоборот: они меняются местами и целуют соответственно: невеста - икону Спасителя, жених - икону Божией Матери. Сразу после этого, священник позволяет молодоженам поцеловать крест и награждает их двумя иконами: невесте он вручает образ Пресвятой Богородицы, а жениху дарует икону Спасителя. Не забывайте о том, что образы, служения, жизни и христианского подвига, принимаемые на себя супругами, являются своеобразным созданием своей малой Церкви.